Должность военного коменданта Карабаха генерал Сафонов занимал с мая 1988-го по декабрь 1990 года. За голову генерала армянские боевики предлагали огромные суммы. Однако в конце 90-го года, под нажимом огромного потока жалоб со стороны армян и армянского лобби в Москве, союзный Центр отозвал его. Но даже после того, как Сафонов покинул Карабах, армяне не перестали охотиться за ним. В апреле 1991 года в Ростове они совершили попытку покушения на генерала Сафонова, но ошиблись, и вместо него расстреляли полковника Блахотина.
Однако и в Азербайджане не забывали о генерале Сафонове. В 2001 году в Баку состоялся 1-й Съезд азербайджанцев мира, в котором, по личному приглашению Общенационального лидера Гейдара Алиева, принял участие и Владислав Николаевич. И вот, спустя 17 лет генерал Владислав Сафонов вновь посетил Азербайджан, на сей раз, по личному приглашению генерал-майора полиции, заместителя министра внутренних дел Азербайджана по оперативной работе (1981-1989), кавалера золотого ордена «За службу отечеству» Кямиля Алиевича Мамедова.
Естественно, что мы не могли упустить такой шанс и встретились с легендарным «Железным генералом».
– Здравия желаю, товарищ генерал! Рад приветствовать Вас в Азербайджане! Расскажите, пожалуйста, о цели визита в Азербайджан.
– Азербайджан – это моя вторая, моя малая Родина! Говорю это не потому, что Азербайджан – небольшое, по сравнению с Россией, государство, а потому, что здесь я оставил частичку себя, здесь похоронены мои друзья. Вот, решил посетить свою вторую Родину, повидаться с друзьями, да и супруга моя всегда мечтала посмотреть Баку, о котором только и слышала, что это «второй Дубай». Да я и сам хотел бы посмотреть, каким прекрасным стал Баку, как он преобразился. Столько лет все-таки прошло. Мы составили для себя программу посещений, чтобы за те дни, что мы будем в Азербайджане, успеть охватить все. В первую очередь, хочу воочию увидеть Центр Гейдара Алиева, о котором так много говорят, обязательно посещу могилу Гейдара Алиевича, возложу цветы.
– Позвольте спросить вас о годах службы в Карабахе. Как Вы считаете, если бы союзный Центр в те годы занял принципиальную позицию, а не метался из стороны в сторону, удалось бы в зародыше задушить сепаратизм в Карабахе?
– Я думаю, что да. Но к тому времени СССР уже начал разваливаться. Армянская сторона воспользовалась тем, что центральная власть ослабла. К тому же, они не один год усиленно готовились к тому, чтобы отторгнуть Карабах от Азербайджана. Я всегда и открыто об этом говорю.
Что стоило, например, Горбачеву, как главе государства, приехать в Карабах и твердо заявить о том, что не допустит насильственной перекройки границ республик? Ничего! Но он так ни разу и не соизволил туда приехать.
– На вас оказывалось давление в Карабахе?
– Еще какое! Армяне ведь прекрасно понимали, что я честно выполняю свой долг, поэтому в Москву непрекращающимся потоком шли жалобы и письма с требованием отозвать меня из области. Помню, приехал в Карабах командующий Внутренними войсками МВД СССР Шаталин. Походил туда-сюда и обратно. Уже садясь в вертолет, шепчет мне: «Генерал, ничего не делай. Не вмешивайся». Но как не вмешиваться? Как не вставать между конфликтующими сторонами? Нет, я не мог этого допустить. Поэтому Шаталин хотел меня отозвать из Карабаха. Я тут же звоню в Баку Виктору Петровичу Поляничко (второй секретарь ЦК КП Азербайджана, руководитель Республиканского Оргкомитета по НКАО – РЕД), тот позвонил министру ВД СССР Вадиму Бакатину и решение Шаталина отменили.
Или, например, журналисты из Москвы приезжали уже заранее настроенные на проармянскую позицию. Помню, как-то приехала одна съемочная группа, отметилась просто и обратно засобиралась в Москву. Я сразу же к ним. Спрашиваю, куда же вы уезжаете? А они отвечают, что уже все, что им нужно было, они сняли. «А азербайджанцев сняли? Их выслушали?», – спрашиваю. Нет. Тогда я отвез их в населенные азербайджанцами села, чтобы они увидели, в каких тяжелых условиях живут азербайджанцы, и как хорошо живут армяне. То есть, показал им контраст. В результате в эфир ЦТ пошел сбалансированный сюжет.
– Но ведь армяне кричали о «социально-экономической отсталости» НКАО, что их Баку прижимает, что, мол, они живут хуже азербайджанцев…
– Это неправда! Армяне жили припеваючи в Карабахе, чего не скажешь об азербайджанцах. Я лично возил съемочные группы и приезжавших из Москвы всевозможных начальников в отдаленные азербайджанонаселенные деревни, чтобы они увидели, в каких тяжелых условиях живут азербайджанцы.
– Вспоминаете ли годы службы в Карабахе? Отслеживаете ли новости об Азербайджане?
– Ну а как же без этого! Произошла трагедия. Как была она трагедией тогда, когда только-только все начиналось, таковой она остается и поныне.
Что же касается второй части вашего вопроса, то я уже сказал, что Азербайджан – это моя вторая Родина, и поэтому мне небезразлично то, что происходит здесь. Меня волнует судьба сотен тысяч азербайджанцев, изгнанных из своих домов в Армении и Карабахе. Я с болью в сердце вспоминаю, что им пришлось пережить в те годы…
Бахрам Батыев
araz.az xəbər portalı.