Аналитические рассуждения общественно-политического деятеля, посла мира, Генерального секретаря «Альянса народов мира», доктора философских и гуманитарных наук Александера Шапиро Сулимана для Qafqazinfo.
Вывод израильских войск из сектора Газа, оккупированного Израилем с 1967 г., произошел в 2005 г. под руководством премьер-министра Ариэля Шарона, принадлежащего к консервативной партии «Ликуд». До 1967 г. эта территория была оккупирована Египтом. Во времена израильской оккупации жизнь в Газе была несравненно лучше, чем сейчас. Развивались экономика и торговля, десятки тысяч людей работали в Израиле. Были построены глубоководный порт и аэропорт, но они были разрушены Израилем во время второй интифады.
В 2003 г. Шарон победил на выборах как соперник Амрама Мицны из партии «Авода». Односторонний, тo еcть не согласованный с палестинцами, уход из Газы был программой Мицны, которую Шарон поначалу отверг. Но уже в 2004 г. именно он объявил, что к концу 2005 г. евреев в Газе больше не будет.
Во время демонстраций против эвакуации Газы тогда было арестовано более 6000 израильтян, многие из которых месяцами содержались в тюрьмах без суда и следствия. Еврейские поселенцы Газы, которые обычно составляют около трети кандидатов в офицеры израильской армии, изображались в СМИ как опасные фанатики. Поскольку территорию библейского Израиля, куда входит и Газа, считают принадлежащей Израилю в основном религиозные сионисты, в прессе утверждалось, что они вообще не являются настоящими евреями и поэтому не заслуживают защиты армии. Звучало требование ввести для них ограничительную квоту в армии.
Что послужило причиной такого разворота Шарона? Перед выборами 2003 г. в СМИ просочилась информация о том, что его сыновья пребывают под следствием по обвинению во взяточничестве. Поскольку суды находились и до сих пор находятся преимущественно под влиянием левых, Шарон, чтобы примириться с ними, принял политическую цель левых, тем самым отказавшись от интересов безопасности Израиля в пользу интересов собственной семьи.
Мечта о ближневосточном Сингапуре
Начальником штаба армии, осуществившей «размежевание» и изгнавшей еврейских поселенцев из их домов, был не кто иной, как тот самый Моше Яалон, который сегодня является одной из ведущих фигур в восстании против правительства Нетаньяху.
Левые в то время обещали, что после “размежевания” Газа превратится в маленький Сингапур. Биньямин Нетаньяху, бывший в тот период министром финансов в правительстве Шарона, в знак протеста подал в отставку, так как считал, что под влиянием Ирана там, скорее, возникнет второй Афганистан. Он оказался прав и теперь вынужден сам решать проблему Газы.
Но почему левые выступали за уход из Газы? Еврейский публицист Мелани Филипс очень метко описывает в The Jewish Cronicle позицию израильских левых: «Они являются частью той западной культуры, которая больше не готова мириться с существованием зла. Вместо этого они ищут наличие такиx мотивoв, как угнетение. Они уговаривают себя, что движущие силы любого агрессивного начинания способны к компромиссу. Они не желают признать, что иногда не существует альтернативы уничтожению сил зла путем военной победы». Левые верят, что прекращение «угнетения», «неравенства» и «отчуждения» приведет к земному раю. Тогда палестинский волк будет мирно щипать траву вместе с еврейским ягненком, а не пытаться его истребить. ХАМАС же в очередной раз доказал обратное, убивая еврейских младенцев, молодых людей, веселящихся на фестивале, и беззащитные семьи.
Предыстория нападения ХАМАСа
До него на протяжении почти 40 недель каждую субботу в Израиле проходили многотысячные демонстрации против инициированной правительством судебной реформы. Здесь мы лишь вкратце остановимся на ее причинах. В 1990-е гг. тогдашний глава Верховного суда Аарон Барак придал конституционную силу некоторым так называемым «кардинальным законам». В Израиле, по образцу британского общего права, нет конституции. Творчески интерпретируя эти законы, Барак сформулировал основные принципы, с помощью которых Верховный суд получил практически неограниченную власть над законодательной и исполнительной властью. Частью правовой революции Барака стало то, что любой человек мог обратиться в Верховный суд по любому вопросу, даже не затрагивающему его лично, и этим правом немедленно воспользовались неправительственные организации и «борцы за права».
Верховный суд счел себя вправе по своему усмотрению отменять законы, принятые парламентом. Для этого достаточно было заявить о «нецелесообразности» того или иного закона, доказывать наличие в нем нарушений или коллизии с другими законами не требовалось. Юристократия правит и другими способами: в каждом министерстве, а также в правительстве в целом и в Кнессете есть свой юридический советник, который может отменить любое действие соответствующего министра или органа. Главный юридический советник не только возглавляет прокуратуру, но и является юридическим советником правительства и его представителем в суде. Таким образом, ныне правоконсервативно-религиозное правительство должно следовать указаниям левого юриста-атеиста, который также представляет его в суде. В результате, даже когда правоконсервативные правительства побеждали на выборах, левый Верховный суд мешал им реализовать свои программы. Например, Верховный суд аннулировал назначение одного из министров новым правительством Нетаньяху, действуя вопреки решению избирателей.
Можно привести множество примеров проявления этого конфликта. Например, вмешательство Верховного суда в строительство железнодорожной линии между Тель-Авивом и Иерусалимом. Поскольку линия проходит на 350 м дальше линии перемирия 1967 г., суд в течение нескольких лет блокировал ее строительство. Наконец, суд постановил, что палестинцы должны получить компенсацию за эту несправедливость, построив шоссе из Хеврона в Газу. Поселения религиозных сионистов были вынуждены принять арабов, в то время как арабам и бедуинам разрешено самим определять, кто может селиться в их границах. Законы против активистов движения BDS, наносящего прямой ущерб Израилю, были отменены на основании того, что они “неразумны”. В ряде случаев суд не позволил снести дома террористов и выдворить нелегальных мигрантов. Мэр Тель-Авива с благословения Верховного суда запретил мужчинам и женщинам раздельно молиться в общественных местах в соответствии с еврейскими религиозными предписаниями.
Нигде в мире нет такого всемогущего суда. Именно эту власть правительство Нетаньяху хотело ограничить, что привело к восстанию левых, не желавших мириться с предыдущим поражением на выборах. Причем восстание было организовано еще перед выборами в свете результатов опросов общественного мнения, а судебная реформа впоследствии стала лишь предлогом, предназначенным в основном для объяснений с иностранными государствами. Ссылаясь на планы реформы, правительство Нетаньяху можно было обвинить в разрушении законности и демократии. Некоторое ограничение полномочий Верховного суда квалифицировалось как отказ от независимости суда и парламентского контроля.
Юристы принимают решения по военным приказам
Полномочия Верховного суда распространяются даже на национальную оборону. Как пояснил в интервью газете Frankfurter Allgemeine упомянутый выше Аарон Барак, сильный Верховный суд, по его мнению, должен уравновешивать потребности страны в безопасности. Поэтому юристы занимают места в системе управления вооруженными силами, без их одобрения не может быть принято ни одно решение; они также могут возражать против выбора военных объектов. Их задача – проверять, не нарушается ли военное или международное право.
Как в этих условиях выглядела операция «Нерушимая скала» в 2014 г., когда Израиль атаковал ХАМАС в Газе из-за непрекращающихся ракетных обстрелов? «В населенных пунктах было сброшено несколько тысяч листовок с рекомендациями по безопасным маршрутам эвакуации и безопасным дорогам внутри города Газа. ЦАХАЛ ежедневно выступал с соответствующими призывами по телевидению и радио. Но это было еще не всё. ЦАХАЛ позвонил нескольким десяткам влиятельных жителей города Газа и попросил их распространить сообщение о готовящейся атаке… Израильские власти практически сообщили противнику, когда и куда войдут войска ЦАХАЛа. Боевики ХАМАСа пользовались этим в течение трех дней, активизируя свои ловушки, роя окопы и размещая снайперов, мобилизуя свои силы и расширяя свои террористические туннели» (из книги “Адвокаты на войне – внутри элитного израильского военно-юридического подразделения”).
Почему ЦАХАЛ так поступает? Потому что эта коалиция клоунов и негодяев преклоняется перед ожиданиями «международного сообщества», а оно не перестает призывать Израиль к «умеренным» действиям, что мы вновь наблюдаем сейчас, после зверства ХАМАСа. ЦАХАЛ связан по рукам и ногам, скован в своих действиях; кроме него, в мире нет армии, где последнее слово перед отдачей приказа принадлежит юристам.
В результате нынешнего политического мятежа пострадала боеспособность вооруженных сил. Более 10 тыс. резервистов отказались служить, среди них 500 летчиков-истребителей – элита ЦАХАЛа. Дан Халуц, начальник Генштаба ЦАХАЛа до 2007 г., обратился в Верховный суд с требованием отстранить правительство от власти. Яир Голан, заместитель начальника Генерального штаба ЦАХАЛа до 2017 г., сравнил Израиль с нацистской Германией. Тамир Пардо, назначенный Нетаньяху в 2011 г. главой службы внешней разведки “Моссад”, назвал Израиль “государством апартеида”. Йосси Мельман, эксперт по разведке и военным вопросам левого издания Haaretz, в своем обзоре заявил, что военный переворот, который, по его словам, уже начался, является оправданным шагом по смещению действующего правительства.
Откуда берутся эти идеи? Например, из американского леволиберального Фонда Векснера. На протяжении десятилетий он занимается подготовкой ведущих израильских офицеров в духе ценностей “разнообразия и инклюзии”. Среди его стипендиатов – Авив Кохави, 22-й начальник Генштаба ЦАХАЛа, упомянутый выше Яир Голан, еще пять генералов и высокопоставленные офицеры полиции.
Провал спецслужб
Правительство Беннета–Лапида–Ганца, находившееся у власти до декабря 2022 г., поставило себя в беспрецедентную зависимость от американской администрации. В угоду Вашингтону оно даже было готово отказаться от защиты кибериндустрии Израиля. Под американским давлением было отозвано большинство экспортных лицензий, американцы поглотили или разорили израильские компании, специализирующиеся на оружии для кибератак. В рамках этой американской кампании была проведена атака на израильскую технологическую компанию NSO Group, которая была представлена общественности как виновник скандала со шпионской программой Pegasus.
Хотя руководители спецслужб протестовали и предупреждали, что ликвидация кибериндустрии нанесет огромный ущерб израильской самообороне, большинство компаний, занимающихся кибербезопасностью, исчезли с рынка в течение очень короткого времени, будучи либо проданными, либо закрыв свои передовые подразделения. Хотя сам по себе этот факт не является объяснением, он может быть одной из причин нынешнего провала спецслужб.
Руководство национальной обороны не считало ХАМАС способным на хорошо организованное вооруженное тотальное нападение. Оно полагало, что дело ограничится несколькими десятками ракет и стычками на границе. Это организационная слепота и провал спецслужб. Но идеологической слепотой было считать, что ХАМАС стал кротким, поскольку бремя управления заставило его посвятить себя благополучию жителей Газы. Ответственные лица полагали, что если они выдадyт 18 тыс. палестинцев разрешение на работу в Израиле и ослабят блокаду сектора, то смогут побудить ХАМАС к уступкам.
Теперь, после атаки ХАМАСа, эти голоса стихли, резервисты снова последовали призыву. Но зло, как пишет Мелани Филипс, существует. ХАМАС никогда не отступит от своей цели уничтожить Израиль. Левый идеализм уже стоил жизни многим тысячам израильтян и, увы, будет стоить в будущем.
Надир Шукюрлю
araz.az xəbər portalı.